Министерство Республики Тыва по делам юстиции

Памятка по работе административных комиссий муниципальных районов и городских округов Республики Тыва





Министерство Республики Тыва по делам юстиции

ПАМЯТКА

по работе административных комиссий муниципальных районов и городских округов Республики Тыва

 

2016 год


I. Правовая основа деятельности

административной комиссии

 

Правовую основу деятельности административной комиссии составляют:

Конституция Российской Федерации;

Конституция Республики Тыва;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ);

Закон Республики Тыва от 30 декабря 2008 г. № 905 ВХ-2 «Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях» (далее – КоАП РТ), определяет рассмотрение административными комиссиями категории дел об административных правонарушениях, право составления протоколов об административных правонарушениях, указанных в п. ст.14.3 КоАП РТ;

Закон Республики Тыва от 29 июня 2006 г. № 1885 ВХ-1 «Об административных комиссиях в Республике Тыва», определяет правовой статус административных комиссий, порядок их создания, состав, полномочия, и порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. В соответствии с пунктом 1 статьи 8  административная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

Закон Республики Тыва от 30 июня 2011 г. № 740 ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва отдельными государственными полномочиями по созданию, организации и обеспечению деятельности административных комиссий в Республике Тыва», в соответствии с которым, органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий, направленной на рассмотрение дел об административных правонарушениях и составление протоколов об административных правонарушениях.

2. Основные термины и понятия:

-Презумпция невиновности. Лицо подлежит административной ответственности только за те, административные правонарушения, в отношении которых, установлена его вина (ст.1.5 КоАП РФ).

 

-Статья 51 Конституции РФ - «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

 

-Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

 

-Вина – психологическое отношение лица, совершившего правонарушение к его действию (бездействие). Формами вины являются Умысел и Неосторожность.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (к ст. 2.2 КоАП РФ).

 

-Возраст наступления административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения, возраста шестнадцати лет (ст.2.3 КоАП РФ).

 

-Крайняя необходимость. Обстоятельство, исключающее административную ответственность. Это такое состояние, когда лицо для устранения реальной опасности, причинил вред интересам других лиц при соблюдении условия, когда грозящая опасность, не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред менее значителен, чем вред предотвращенный (ст.2.7 КоАП РФ).

 

-Невменяемость. Способность лица в момент совершения деяния, осознавать опасный характер своих действий (и их последствий) и руководить ими. Вывод о невменяемости основывается только на заключении судебно-медицинской экспертизы (ст.2.8 КоАП РФ).

 

-Малозначительность совершенного административного правонарушения. Оценочная категория, исходящая из субъективной оценки административной комиссией действий виновного (проступка, не представляющего большой общественной опасности). Совокупность учета характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести последствий, дает возможность освободить лицо от административной ответственности (ст.2.9 КоАП РФ).

 

-Административное наказание - мера ответственности за совершенное административное правонарушение (глава 3 КоАП РФ).

 

 -Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании лица. Выносится в письменной форме (ст.3.4 КоАП РФ).

 

 -Административный штраф – это денежное взыскание, выражаемое в рублях. Размер штрафа не может быть менее ста рублей. Денежные суммы взысканного административного штрафа подлежат зачислению в бюджет в соответствии со ст. 46 Бюджетного кодекса РФ (ст.3.5 КоАП РФ).

 

-Общие правила назначения наказания. Административные наказания назначаются в пределах, установленных законом за данное правонарушение. При назначении наказания учитывается характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, как смягчающие ответственность, так и отягчающие (ст.4.1 КоАП РФ). Перечень смягчающих обстоятельств указан в ст. 4.2 КоАП РФ и может быть дополнен при назначении наказания. Перечень отягчающих обстоятельств установлен ст. 4.3 КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит.

 

-Задачи производства по делам об административном правонарушении:

1.Всестороннее, полное, объективное, своевременное выяснение обстоятельств совершения правонарушения;

2.Разрешение дела в соответствии с законом;

3.Обеспечение исполнения вынесенного постановления;

4.Выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

 

-Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника. Разъяснение прав производится под роспись.

Дело, рассматривается с обязательным его участием, однако, может быть рассмотрено и без его участия, но в случае его, надлежащего извещения о времени, месте рассмотрения дела (ст.25.1 КоАП РФ).

 

-Свидетель- лицо, которому может быть что - то известно по обстоятельствам, подлежащим установлению. Свидетель предупреждается  об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. При опросе свидетеля моложе 14 лет присутствует педагог (ст.25.6 КоАП РФ).

-Понятой - любое, не заинтересованное в исходе дела лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Об участии понятых в производстве по делу делается запись в протоколе. Замечания понятых также вносятся в протокол (ст.25.7 КоАП РФ).

 

-Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении:

1. Наличие события;

2.Лицо, совершившее административное правонарушение;

3.Виновность лица;

4.Обстоятельства, смягчающие, отягчающие административную ответственность;

5. Характер и размер ущерба;

6.Обстоятельства, исключающие производство по делу;

7.Причины и условия совершения административного правонарушения (ст.26.1 КоАП РФ).

 

-Доказательства – это любые фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, совершившего административное правонарушение, показаниями свидетелей, иными материалами (ст.26.2 КоАП РФ).

 

-Объяснение - изложение информации по известным обстоятельствам. Объяснения записываются в протокол (ст.26.3 КоАП РФ).

 

-Вещественные доказательства- орудия, предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы, а также документы, содержащие сведения, имеющие значение для производства по делу. О наличии вещественных доказательств, делается запись в протоколе (ст.ст.26.6, 26.7 КоАП РФ).

 

-Оценка доказательств, членами административной комиссии, производится  по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (ст.26.11 КоАП РФ).

 

-Постановление - процессуальное решение, принимаемое административной комиссией по итогам рассмотрения дела по существу (ст.29.10 КоАП РФ).

 

-Определение - процессуальное решение, выполняющее организационно- техническую, вспомогательную функцию в производстве по делу. Определение по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

(ст.29.12 КоАП РФ).

Содержание и форма постановления и определения во многом совпадают. Отличаются друг от друга целями (постановление - итоговый документ, определение - промежуточный). Форма одинаковая. Состоят из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной. Специфика определения дает возможность более кратко, по сравнению с постановлением, указать данные о лице, в отношении которого рассматривается дело, ограничиваясь указанием только фамилии и инициалов. В описательно – мотивировочной части определения указывается только фабула дела, но акцентируется внимание на предмете и цели определения (об отводе, ходатайстве, экспертизе, передаче дела по подведомственности, об отложении дела). В резолютивной части определения указывается сущность решения (удовлетворить заявление об отводе, и т.п.)

 

3.     Поводы и основания к возбуждению дела об административном правонарушении.

В части 1 статьи 28.1 КоАП РФ перечислены поводы к возбуждению дела об административном правонарушении.

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 КоАП РФ);

 

Ответственный секретарь административной комиссии непосредственно после поступления информации указанной в подпунктах 2, 3 вносит в Журнал входящей корреспонденции данные, указывающие на событие административного правонарушения.

В случае, если составление протокола об административном правонарушении, на основе имеющейся информации, входит в компетенцию административной комиссии, ответственный секретарь административной комиссии или иное лицо, уполномоченное на составление протокола, по поручению председателя комиссии, составляет протокол об административном правонарушении.

В случае, если составление протокола об административном правонарушении, на основе имеющейся информации, не входит в компетенцию административной комиссии, материалы (сообщение или заявление) по распоряжению председателя комиссии, направляются ответственным секретарем административной комиссии лицу, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении.

О составлении протокола об административном правонарушении, направлении материалов, сообщений (заявлений), вносится соответствующая запись в Журнал регистрации заявлений, сообщается лицу, направившему материалы (сообщения, заявления).

 

4. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.2 ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

 

В статье ст. 14.5 Кодекса Республики Тыва об административных правонарушениях указан перечень должностных лиц, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.    

В первом абзаце данной статьи сказано о том, что Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 14.3 настоящего Кодекса.

Так, в статье 14.3 Кодекса указано следующее: 

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают:

1) мировые судьи - дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.1, 2.5 (в отношении должностных и юридических лиц), 2.6, 3.5, 3.5.1, 3.5.2, 3.10, 10.1, 10.3, 10.4, 10.5, 10.7, 12.1 - 12.4, 12.6 - 12.9, 12.11, 13.8, 13.9 настоящего Кодекса;

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные в муниципальных образованиях Республики Тыва, - дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также предусмотренных статьями 2.4, 2.5 (в отношении граждан) и статьей 13.3 настоящего Кодекса;

3) органы исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющие государственный экологический контроль - дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3.3, 4.1, 4.7, 4.8, 4.10 - 4.11 настоящего Кодекса;

4) административные комиссии муниципальных образований Республики Тыва - дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.7, 3.1, 3.5, 3.5.1, 3.5.2, 3.6, 3.7, 3.10, 3.14, главой 5, главой 8, главой 9, главами 10, 11.2 и 12.5 настоящего Кодекса;

 

Кроме того, помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе составлять:

·        должностные лица Счетной палаты Республики Тыва - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.2 - 9.6, 13.8 настоящего Кодекса, а также об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 3 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

·        должностные лица контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Тыва - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.8 - 13.9 настоящего Кодекса;

·        должностные лица органов государственного ветеринарного надзора - об административных правонарушениях, предусмотренных главой 5 настоящего Кодекса;

·        должностные лица комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.4, 2.5 и 13.3 настоящего Кодекса;

·        должностные лица органа исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, - об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.1 настоящего Кодекса;

·        должностные лица органа исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющего контроль (надзор) в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3.5, 3.5.1, 3.5.2 настоящего Кодекса;

·        должностные лица Единого аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва, Уполномоченного по правам человека в Республике Тыва, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Тыва и Общественной палаты Республики Тыва в Республике Тыва - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.11 настоящего Кодекса;

·        7.1) Должностные лица органов внутренних дел (полиции) в случае заключения соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Республики Тыва о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.5, 3.6, 3.7, 3.10 настоящего Кодекса.

·        должностные лица исполнительных органов государственной власти Республики Тыва, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Правительства Республики Тыва, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.6 настоящего Кодекса (в отношении должностных лиц исполнительных органов государственной власти Республики Тыва, работников многофункционального центра предоставления государственных услуг);

·        должностные лица органов местного самоуправления в Республике Тыва, определенные муниципальными нормативными правовыми актами, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.6 настоящего Кодекса (в отношении должностных лиц органов местного самоуправления в Республике Тыва, работников многофункционального центра предоставления муниципальных услуг);

·        уполномоченные должностные лица Аппарата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва: - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.1 настоящего Кодекса (за невыполнение должностным лицом органа государственной власти Республики Тыва, органа местного самоуправления в Республике Тыва, организации или общественного объединения законных требований депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва либо создание препятствий в осуществлении его деятельности);

·        должностные лица органов местного самоуправления в Республике Тыва, уполномоченные муниципальными правовыми актами:

·        - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.1 настоящего Кодекса (за невыполнение должностным лицом органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований депутата представительного органа муниципального образования в Республике Тыва либо создание препятствий в осуществлении его деятельности);

·        - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.1 настоящего Кодекса (за несоблюдение должностным лицом установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения и на депутатские запросы) депутату представительного органа муниципального образования);

·        должностные лица органа исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченного на выдачу разрешений на воспроизведение официальных наименований "Республика Тыва", "Тува", а также слов, производных от них, на производимой продукции - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.9 настоящего Кодекса.

·        Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21, 7.22, 7.23, частями 4 и 5 статьи 9.16, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть составлены должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющими муниципальный жилищный контроль.

 

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм законов, следует сделать вывод о том, что протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять члены административной комиссии, по делам, относящимся к их подведомственности.

 

5. Составление протокола об административном правонарушении.

 

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).

В соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются:

- дата и место его составления;

- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

- место, время совершения и событие административного правонарушения;

- статья КоАП РТ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При прямом указании в КоАПе РТ ссылки на правила (определяющие порядок вывоза мусора, торговли и т.п.), в протоколе в первую очередь указываются пункты, части, статьи нарушения этих правил, затем статьи КоАП РТ, регулирующие указанные нарушения административного закона

В случае, участия понятых в производстве по делу об административном правонарушении, запись об этом, с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, телефона делается в соответствующем протоколе. В качестве понятого может быть привлечено любое, не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Члены административной комиссии, понятыми быть не могут.

Число понятых должно быть не менее двух. Замечания понятых подлежат занесению в протокол.

 

При составлении протокола об административном правонарушении, перед получением объяснений, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

 

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

        

Поступившие в административную комиссию протоколы об административных правонарушениях, в том числе и составленные членами административной комиссии, подлежат регистрации ответственным секретарем административной комиссии в Журнале учета дел об административных правонарушениях (далее – Журнал учета). В журнале учета указываются входящий порядковый номер, дата составления протокола, кем он составлен, Ф.И.О. и адрес лица, в отношении которого составлен протокол, статья, пункт статьи КоАП РТ, ставшей основанием для составления протокола.

 

Анализ практической деятельности административных комиссий показывает, что наиболее типичными часто встречающими недостатками являются:

 - не указание времени и места составления протокола;

- отсутствие подписей;

- не вручение копии протокола;

- не разъяснение процессуальных прав правонарушителю;

- неполное указание события административного правонарушения;

- неправильная квалификация действий правонарушителя;

- указание неполных данных правонарушителя.

- кроме того, самыми грубыми нарушениями является составление протокола в отсутствие самого правонарушителя, без надлежащего его  уведомления, не направление копии протокола лицу в отношении которого составлен протокол.

Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении необходимо строго соблюдать требования административного закона.

 

6. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения административной комиссией протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае, поступления ходатайства от участников производства по делу, либо в случае, необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на один месяц (ст. 29.6 КоАП РФ).

Административная комиссия при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы (ст.29.1 КоАП РФ):

1) относится ли к компетенции административной комиссии рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дело кем-либо из членов административной комиссии;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Информацию по указанным вопросам готовит для административной комиссии ответственный секретарь административной комиссии

Член административной комиссии не может рассматривать дело об административном правонарушении в случае, если он (ст.29.2 КоАП РФ):

-является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

-лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела

В случае, если допущены нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, неправильно оформлены иные материалы дела или имеющихся по делу материалов недостаточно для его рассмотрения и, неполнота представленных материалов не может быть восполнена при рассмотрении дела, ответственный секретарь административной комиссии готовит проект определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела лицу, которое составило протокол (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).

Определения принимаются простым большинством голосов членов административной комиссии, присутствующих на заседании. Результаты голосования заносятся в определение (ч. 2 ст. 29.12 КоАП РФ).

Определения подписывает председатель административной комиссии.

Вынесение определения о возвращении протокола лицу, его составившему допускается только при подготовке дела к рассмотрению.

При выявлении обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ), ответственный секретарь административной комиссии готовит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ).

Постановления принимаются простым большинством голосов членов административной комиссии, присутствующих на заседании. Результаты голосования вносятся в постановление (ч. 4 ст. 29.10 КоАП РФ).

Постановления подписывает председатель административной комиссии.

В случае, если рассмотрение данного дела не относится к компетенции административной комиссии секретарь административной комиссии готовит определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности (п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).

По завершению подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении ответственный секретарь административной комиссии готовит определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. В определении указываются: время и место рассмотрения административного правонарушения, лица, вызываемые для рассмотрения дела (п.п. 1,2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).

Ответственный секретарь административной комиссии направляет лицам, участвующим в деле, извещения о времени и месте рассмотрения дела.

Информация об определениях, постановлениях, вынесенных по результатам рассмотрения дела, извещении сторон о месте и времени рассмотрения дела, вносится ответственным секретарем административной комиссии в справочный лист, находящийся в каждом административном производстве.

 

7. Рассмотрение дела об административном правонарушении по существу

 

Назначение даты и времени рассмотрения дела, извещение сторон, и непосредственное рассмотрение административного дела

Статьей 6 Закона об административных комиссиях в Республике Тыва № 1885 ВХ-1 (полномочия председателя, заместителя председателя и секретаря административной комиссии) указано, что председатель административной комиссии:

1) руководит деятельностью административной комиссии, организует и планирует ее работу;

2) назначает заседания административной комиссии;

3) утверждает повестку заседания административной комиссии;

4) председательствует на заседании административной комиссии;

5) подписывает постановления, определения, представления, выносимые на заседаниях административной комиссии;

6) подписывает протоколы заседаний административной комиссии;

7) вносит от имени административной комиссии предложения должностным лицам по вопросам профилактики административных правонарушений;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Республики Тыва.

Таким образом, во исполнение вышеуказанного требования Закона, председатель административной комиссии назначает дату и время заседания административной комиссии и утверждает повестку заседания и дает поручение ответственному секретарю в соответствии с полномочиями ответственного секретаря для обеспечения подготовки материалов об административных правонарушениях к рассмотрению на заседании административной комиссии. (ч. 3 ст. 6 Закона).

Далее ответственный секретарь административной комиссии, в соответствии с ч.3 ст. 6 Закона об административных комиссиях в Республике Тыва извещает членов административной комиссии и лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, о дате, времени и месте рассмотрения дела, знакомит их с материалами дел об административных правонарушениях, внесенных на рассмотрение заседания административной комиссии.

Согласно статье 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В связи с этим, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии с полномочиями административной комиссии, предусмотренные ч. 2 ст. 4 Закона об административных комиссиях в Республике Тыва № 1885 ВХ-1 могут быть запрошены от должностных лиц органов государственной власти Республики Тыва, органов местного самоуправления в Республике Тыва, организаций, учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, находящихся на территории Республики Тыва, информацию, необходимую для разрешения рассматриваемого дела. 

Таким образом, в рамках данных полномочий могут быть запрошены следующие сведения:

- справка о составе семьи;

- состояние здоровья;

- сведения о судимостях;

- справки об инвалидности;

- справки из наркопсихдиспансеров, налоговые выписки и т.д. 

Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении

 

Статья 25.15 КоАП РФ регламентирует порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.

Так, в данной статье указано, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

 

Рассмотрение дела об административном правонарушении административной комиссией

В статье 1 Закона об административных комиссиях в Республике Тыва № 1885 ВХ-1 указано, что основной формой работы административных комиссий являются заседания. Дела об административных правонарушениях рассматриваются на открытых заседаниях, если федеральным законодательством не установлено иное.

В статье 3 указанного закона установлено, что административная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и иных членов административной комиссии.

Численный состав административной комиссии состоит не менее чем из 5 и не более чем из 9 человек.

В части 1 статьи 7 Закона об административных комиссиях в Республике Тыва № 1885 ВХ-1 предусмотрено, что административная комиссия считается правомочной при наличии не менее двух третей от установленного Правительством Республики Тыва числа ее членов.

Периодичность заседания административной комиссии определяется председателем административной комиссии или в его отсутствие заместителем председателя административной комиссии по мере поступления протоколов об административных правонарушениях с учетом установленного федеральным законодательством срока для рассмотрения дел об административных правонарушениях. Прокурор кожууна, города заблаговременно в письменном виде извещается о дате, месте и времени заседания.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона об административных комиссиях в Республике Тыва № 1885 ВХ-1 решение по рассматриваемому административной комиссией делу об административном правонарушении считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов административной комиссии, присутствующих на заседании.

При равенстве голосов при голосовании решающим считается голос председателя административной комиссии.

Согласно статье 10 Закона об административных комиссиях в Республике Тыва № 1885 ВХ-1 производство по делам об административных правонарушениях административными комиссиями осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с ч. 3 п. 4 статьи 6 Закона об административных комиссиях в Республике Тыва № 1885 ВХ-1 ответственный секретарь ведет и оформляет протокол заседания и подписывает его после изучения и подписания председательствующим на заседании административной комиссии.

Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено, а решение по нему принято до истечения срока давности привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. По истечении этого срока, производство по делу должно быть прекращено (п. 6 ч. 1 ст. 24.5, ч.2 ст. 29.4 КоАП РФ).

Ответственный секретарь административной комиссии ведет протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, в котором указывается (ст. 29.8 КоАП РФ):

1) дата и место рассмотрения дела;

2) наименование и состав административной комиссии, рассматривающей дело;

3) событие рассматриваемого административного правонарушения;

4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывает председатель административной комиссии и ответственный секретарь административной комиссии, его изготовивший.

Протокол о рассмотрении дела должен содержать полную информацию о сведениях по вышеуказанным пунктам. Отсутствие текста протокола либо подписей является существенным нарушением закона и влечет отмену постановления, определения по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении председатель административной комиссии, в начале заседания (ст. 29.7 КоАП РФ):

1) объявляет, кто рассматривает дело (при этом, также объявляется наличие кворума и пофамильно называется каждый член административной комиссии), какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона, привлекается к административной ответственности;

2) устанавливает факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6. КоАП РФ, (законного представителя юридического лица), в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяет полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц, либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, под роспись, их права и обязанности,

6) проверяет наличие отводов и ходатайств.

Административная комиссия:

- рассматривает заявленные отводы и ходатайства;

- выносит определение об отложении рассмотрения дела в случае (п. 7 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ):

а) поступления заявления о самоотводе члена административной комиссии, если его отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

- выносит определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ.

Административная комиссия при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняет (ст. 26.1 КоАП РФ):

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РТ предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с Законом об административных комиссиях в Республике Тыва № 1885 ВХ-1 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административная комиссия принимает решение, которое оформляется постановлением, определением или представлением.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания. Постановление должно содержать (ст. 29.10 КоАП РФ):

- наименование и состав административной комиссии, вынесшей постановление, ее адрес;

- дату и место рассмотрения дела;

- сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

- статью КоАП РТ, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривающей основания прекращения производства по делу;

- мотивированное решение по делу (доказанности (или недоказанности) вины лица, привлеченного к административной ответственности), правильности юридической квалификации административного правонарушения, обоснованность назначения вида и меры административного наказания, наличие (отсутствие) смягчающих, отягчающих обстоятельств);

- срок и порядок обжалования постановления;

-информацию о получателе штрафа, необходимую для заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

-результаты голосования членов административной комиссии (ч. 4 ст. 29.10 КоАП РФ).

Постановление подписывается председателем административной комиссии и хранится в административном производстве.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

- наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ,

- объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется председателем административной комиссии немедленно по окончании рассмотрения дела (ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ).

В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается ответственным секретарем административной комиссии под расписку физическому лицу (или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица), в отношении которых оно вынесено, либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ч. 2 ст.29.11 КоАП РФ).

В эти же сроки, копия вынесенного постановления направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Информация об определениях, постановлениях вынесенных по результатам рассмотрения дела вносится ответственным секретарем административной комиссии в справочный лист административного производства.

 

Пересмотр постановления по делу об

 административном правонарушении

 

В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вынесенное коллегиальным органом может быть обжаловано - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа.

Согласно статье 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

При поступлении в административную комиссию жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, ответственный секретарь административной комиссии вносит информацию о жалобе в Журнал учета дел об административных правонарушениях.

Ответственный секретарь административной комиссии в течение трех суток со дня поступления жалобы, направляет ее со всеми материалами дела в соответствующий суд. Информация о направлении жалобы вносится ответственным секретарем административной комиссии в Журнал учета дел.

 

Вступление в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Порядок исполнения.

 

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в следующие сроки:

- по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (ч.1 ст.31.1 КоАП РФ);

- по истечении десяти суток со дня вручения решения по жалобе на постановления по делу об административном правонарушении, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 2 ст. 31.1 КоАП РФ).

Информация о дате вступления постановления в силу, вносится ответственным секретарем административной комиссии в Журнал учета.

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется административной комиссией путем вручения или направления копии постановления в соответствии со статьей 29.11 КоАП РФ (ст. 32.1 КоАП РФ).

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, ответственный секретарь административной комиссии направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Контроль за исполнением постановления о наложении административного штрафа возлагается на ответственного секретаря административной комиссии.

В соответствии с подпунктами 8, 9 ст. 6 Закона об административных комиссиях в Республике Тыва № 1885 ВХ-1 ответственный секретарь:

- принимает необходимые меры для обращения к исполнению вынесенных административной комиссией постановлений о наложении административных наказаний;

- осуществляет контроль за исполнением решений, вынесенных административной комиссией, лицами, участвующими в производстве по делу, иными физическими и юридическими лицами.

Вопросы порядка обращения постановления по делу об административном правонарушении к исполнению регламентируется статьей 31.3 КоАП РФ.

При направлении постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.

Ответственный секретарь административной комиссии вносит в Журнал учета дел, информацию об исполнении постановления.

Согласно требованию статьи 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу.

В соответствии со ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Согласно ст. 31.10 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.